Назад
10.10.2014

Борт особого назначения (Военно-промышленный курьер, №37)

Выходя на новый технический уровень, внедряя современные технологии, расширяя линейку продукции, корпорация «Проект-техника» смогла не просто занять свою нишу, но и достичь высоких показателей как на достаточно закрытом военном рынке, так и в гражданской сфере, в условиях жесткой конкуренции.

«Сейчас наши предприятия обеспечены долговременными контрактами в рамках государственного оборонного заказа», – рассказал обозревателю газеты «Военно-промышленный курьер» генеральный конструктор ООО «Корпорация «Проект-техника» Сергей Тарасов. По его словам, основу контрактов в рамках ГОЗ составляют не только ремонтно-эвакуационные средства, но также модули в контейнерах и дизель-энергетические установки.

Уже сейчас предприятия корпорации поставляют Минобороны России универсальные ремонтные мастерские МТО-УБ1, на военном сленге – «летучки», и ремонтно-эвакуационные машины РЭМ-КЛ – «эвакуаторы». По прогнозу Сергея Тарасова, до конца года Минобороны получит порядка 77 «летучек» и 33 «эвакуаторов».

Помимо этих изделий уже начаты опытные работы по созданию тяжелой ремонтно-эвакуационной машины на базе выпускающихся Брянским автомобильным заводом многоосных колесных тягачей семейства «Вощина», известных широкой общественности по недавним парадам победы на Красной площади, где эти великаны перевозили новейшие зенитные ракетные системы С-400. Кроме того, разработчики корпорации присматриваются к новейшему перспективному семейству тягачей «Платформа-О», разработанному КамАЗом и, по некоторым данным, уже выведенному на испытания.

Ракетчикам и медикам

Кроме «летучек» и эвакомашин в линейке продукции корпорации есть уникальные изделия на колесном шасси. Это, например, различные машины обеспечения для Ракетных войск стратегического назначения. Изделия, хоть и являются секретными, во многом хорошо известны специалистам и военным экспертам, которые отмечают высокую заинтересованность РВСН в этой продукции.

Стоит отметить, что помимо ремонтно-эвакуационных средств и специальных «бортов» для ракетчиков военные активно закупают и различные контейнеры, в которых могут не только комфортно размещаться люди, но и эффективно работать в любых климатических условиях достаточно капризная электронная техника. По желанию заказчиков контейнеры могут совмещаться друг с другом, образуя целые мобильные города. А с помощью специальных домкратов, которые включаются в комплектацию, контейнеры можно легко разгрузить или погрузить без привлечения подъемных кранов.

Уже сейчас «Проект-техника» предлагает заказчикам быстро разворачиваемые полевые базы материально-технического обеспечения, в составе которых не только столовые, но и банно-прачечные отделения, даже системы канализации и водоснабжения. Производит корпорация и мобильные госпитали, оснащенные полноценным набором медицинской техники и оборудования, куда входят рентгеновские аппараты, лабораторное оборудование и при желании заказчика даже аппараты МРТ.

Работы в интересах Минобороны не препятствуют выпуску изделий для иностранных заказчиков. В портфеле «Проект-техники» есть такие контракты. Правда, их параметры и объемы пока не разглашаются, но эти заказы обеспечивают предприятиям корпорации устойчивые объемы производства.

«В настоящее время продукция предприятия поступила в 17 стран, – проинформировал генеральный конструктор корпорации «Проект-техника» Сергей Тарасов. – Но для нас еще более важно расширение интереса к нашей продукции внутри страны». Примечательно, что его проявляют не только военные. Растет спрос гражданских заказчиков на изделия «Проект-техники».

Стоит отметить, что в линейку продукции входят трансформаторы, в том числе так называемые сухие, способные работать в сложных погодных условиях, при низких и высоких температурах, не требующие при этом специального обслуживания.

По словам руководства корпорации, «сухие» трансформаторы поставляются заказчикам по проекту «Сила Сибири», а также для нефтяных разработок на арктическом шельфе.

В то же время в «Проект-технике» понимают: чтобы продукция была стабильно востребована, необходимо внедрение новых технологий, совершенствование производственной базы, обеспечивающее не только высокое качество, но и оптимальное время изготовления заказанных изделий, в которых должны быть учтены как все заданные параметры и характеристики, так и принципиальные пожелания заказчика.

Сейчас корпорация развернула большую работу по совершенствованию производства и внедрению новых технологий на своем ведущем предприятии – Шумерлинском заводе специализированных автомобилей. «У нас очень напряженный гособоронзаказ, который тем не менее мы однозначно выполним. Поэтому уже начали расширять производство и привлекать дополнительные ресурсы», – сказал Игорь Богданов, исполнительный директор входящего в корпорацию «Проект-техника» Шумерлинского завода специализированных автомобилей (ШЗСА).

Защищено и испытано

Находящийся недалеко от города Чебоксары – столицы Республики Чувашия – Шумерлинский завод мало известен широкой общественности и средствам массовой информации, как, впрочем, и его продукция. Однако здешнюю сборочную площадку не раз посещали руководители Минобороны, в частности начальник Главного автобронетанкового управления генерал-лейтенант Александр Шевченко, начальник Главного ракетно-артиллерийского управления генерал-лейтенант Николай Паршин, а также начальник вооружения – заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД Сергей Ерыгин. На прошедшей в начале лета нынешнего года научно-практической конференции представители промышленности и военного ведомства внимательно осмотрели не только завод, но и всю линейку выпускаемой продукции, обсудили перспективы развития системы материально-технического обеспечения с учетом контрактов жизненного цикла.

Надо сказать, за прошедшие с того времени несколько месяцев ШЗСА разительно изменился. В цехах уже вовсю идет работа над новой продукцией, в частности РЭМ-КЛ и МТО-УБ.

«Сейчас на заводе ведется масштабная реорганизация производства. Мы завершаем все необходимые мероприятия для выстраивания поточного метода сборки выпускаемых изделий», – рассказал начальник технологического отдела ШЗСА Сергей Носков. По его словам, реорганизация позволит не только повысить качество выпускаемой продукции, но и сократить цикл ее изготовления, обеспечивая при этом гарантированное выполнение всех требований и пожеланий заказчиков.

«В случае необходимости мы сможем быстро перенастроить весь технологический процесс с одного вида продукции на другой», – подытожил Носков.

В настоящее время на Шумерлинском заводе уже внедрены и применяются для выпуска продукции уникальные технологии обработки толстолистовых материалов с использованием лазерной и гидропескоструйной резки. Особая гордость ШЗСА – две новые окрасочные линии, технология подготовки поверхности дробеструйной обработкой (перед покрытием лакокрасочными материалами) с последующим нанесением цинконаполненных грунтов, окраской и сушкой изделий.

«Зачем это делается? На наши изделия необходимо наносить специальное лакокрасочное покрытие, чтобы обеспечить не только защиту от атмосферного воздействия, но и понижение собственного инфракрасного излучения, то есть вероятности визуального обнаружения», – объяснил начальник технологического отдела Сергей Носков. Но такое покрытие требует специальной и достаточно трудоемкой обработки поверхности, на которую оно наносится. «Мы подготавливаем ее в специальной дробеструйной камере, где она обрабатывается мелкой стальной дробью», – уточнил Носков.

В этом уникальном рабочем помещении специалист в защитном костюме, чем-то напоминающем скафандр космонавта или глубоководного водолаза из стим-панковской фантастики, тщательно обрабатывает поверхность изделий потоком мельчащей дроби. После этого в течение двух часов, не позднее, поверхность необходимо покрыть специальным цинконаполненным грунтом. А уже после грунтовки изделие попадает в крупногабаритную малярную камеру, оснащенную специальными подъемниками, обеспечивающими удобный доступ для окраски нижней части изделий.

Есть на предприятии и производство пенополиуретановых панелей, использующихся для обшивки каркасов. Основа производства – уникальный пресс, позволяющий изготавливать панели длиной до 13 и шириной до трех метров. При этом толщина может составлять до 120 миллиметров с высокой плотностью. Полученные панели, по словам руководства предприятия, могут обшиваться не только пластиком и фанерой, но и их сочетанием. «Мы готовы выпускать любые панели, востребованные на рынке», – подчеркнул Сергей Носков.

Один из важных элементов проверки производимой заводом техники – дождевальная камера, где имитируются осадки различной силы, начиная от легкого накрапывания и заканчивая тропическим ливнем, что позволяет проверить изделия на брызгозащищенность. Необходимо понимать, что изделия ШЗСА будут работать в сложных погодных условиях – от Арктики до тропиков, в дождь, снег, грязь, форсировать водные препятствия, а ведь попавшая влага или образовавшийся конденсат могут повредить ценное оборудование. Поэтому проверка в дождевальной камере – один из важных этапов выпуска продукции.

Примечательно, что на ШЗСА существует производство дизель-агрегатов всех вариантов, включая капотные и безкапотные, которыми комплектуется продукция завода. Все производственные операции и даже испытания проходят на площадке ШЗСА. Здесь создан свой испытательный центр, осуществляющий полный цикл специальных проверок с выдачей сертификатов.

Но спрос не стоит на месте, и инженеры корпорации «Проект-техника» разрабатывают новые изделия. Чтобы облегчить работу по внедрению новинок в серию, в ШЗСА создано опытное производство с полностью замкнутым циклом, где отрабатывается все: от специальной документации до технологий, вплоть до получения на изделия литеры О1 и выхода на поточное производство. Такой подход позволяет значительно экономить время и средства.

Корпорация «Проект-техника» и входящий в нее Шумерлинский завод специализированных автомобилей выпускают востребованную, пользующуюся заслуженным спросом как у военных, так и у гражданских покупателей продукцию. Но на рынке сейчас идет достаточно жесткая конкуренция между не только российскими, но и иностранными компаниями. Примечательно, что Минобороны на учениях «Кавказ-2012» уже испытывало контейнеры и специальные грузовики немецких фирм. Правда, «иномарки» все же не удовлетворили требованиям российских военных. Оказывается, даже немцам есть чему у нас поучиться.

Источник: http://vpk-news.ru/articles/22161