50 лет АО «Конструкторское бюро по ремонтным мастерским и автофургонам»
2 января 2018 года АО «Конструкторское бюро по ремонтным мастерским и автофургонам», входящему в состав Корпорации "Проект-техника" исполнилось 50 лет со дня образования.
Началом возникновения новой подотрасли машиностроения явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 31.12.1966 г. № 1010-325 о передаче функций по разработке конструкций армейских подвижных ремонтных мастерских (ПРМ) и автомобильных кузовов-фургонов специального назначения от Минобороны в промышленность в лице Минавтопрома (МАП). Вновь создаваемому бюро была определена тематика по разработке ПРМ для ГЛАВТУ МО, ГБТУ МО и ГРАУ МО. Эвакосредства оставались за 38 ОпЗ.
Переданная численность военпредов от этих заказывающих управлений сохранилась в ВП МО при ГСКБ до 1997 г. Офицеры ВП носили эмблемы 3 родов войск.
Во исполнение указанного постановления приказом МАП от 14.02.1967 г. № 006 такое ГСКБ численностью 13 чел. было создано при Шумерлинском машиностроительном заводе. Первоначально КБ размещалось на втором этаже в красном уголке цеха № 2. Среди первых работников КБ кроме конструкторов была копировщица Финкель (Бундина) Л.С. и машинистка Шашкина В.А., единственные сегодня здравствующие, проработавшие в ГСКБ всю трудовую деятельность.
Приказом Министра Автопрома СССР от 2 января 1968 г. № 3 оно было реорганизовано в Головное специальное конструкторское бюро (ГСКБ) по ремонтным мастерским и кузовам с самостоятельным балансом, т. е. стало самостоятельной проектной организацией, откуда и берет начало дата образования. С образованием Шумерлинского ГСКБ из 38 опытного завода МО на Машзавод была передана вся имеющаяся КД на ПРМ, по которой завод осваивал производство новой продукции. Перед коллективом стояла огромная работа по переоформлению чертежей с 38 ОпЗ на ГСКБ под новыми индексами и одновременным переводом КД на новые ГОСТы – в систему ЕСКД в связи с отменой стандартов СЧХ (система чертежного хозяйства, где СП были на поле сборочного чертежа и т. д.). В составе действующей РКД на ПРМ сохранились отдельные заимствованные чертежи с названными изменениями с сохранением конструкции первого разработчика.
С 2001 г. ГСКБ наименуется ФГУП «Головное специальное конструкторское бюро по ремонтным мастерским и кузовам» (ФГУП «ГСКБ по РМ и К»). С ноября 2003 г. в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 1155-р от 20.08.2002 г. и изменения от 15.04.2003 г. ФГУП «ГСКБ» было преобразовано в ОАО «Конструкторское бюро по мастерским и автофургонам» (ОАО «КБ по РМ и АФ»). В 2009 г. Распоряжением Федерального агентства по управлению государственным имуществом ОАО «Конструкторское бюро по ремонтным мастерским и автофургонам» передано в состав Государственной корпорации «Ростехнологии», с октября 2015 г. переименовалось в АО с новым сокращенным наименованием АО «КБРМА».
С середины 2012 г. АО «КБРМА» перешло в стратегическое и оперативное управление Корпорации «Проект-техника», а с января 2017 г. вошло в ее состав.
АО «КБРМА» разработано и модернизировано более 300 типов войсковых подвижных ремонтных мастерских и эвакосредств, изменяя в разные годы в ЭД по указанию Главка МО абривиатуру создаваемой спецтехники: ПРМ, ПРС, ВПРС, ПСОРЭ. В период с 1982 по 1990 г.г. ГСКБ являлась базовой организацией по стандартизации в вопросах присвоения кодов ОКП, класса 79 – подвижные ремонтные средства (подкласс 792). В 80-х – 90-х годах ГСКБ участвовало в разработке государственных стандартов на кузова-фургоны автомобильные для комплектации средств технического обеспечения войск, на мастерские подвижные ремонтные армейские. Для обеспечения летних Олимпийских игр 1980 г. в Москве коллективом КБ были разработаны специальные автомобили: для перевозки спортивных лошадей и для перевозки лодок, байдарок, каноэ. За выполнение работ ведущие специалисты КБ были награждены медалями и грамотами ВДНХ и оргкомитета игр.