Назад
16.05.2018

Переход от базовых изделий к транспортным модулям

Тематический сборник "Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации - 2018" опубликовал статью Александра Скорика, управляющего директора СБЕ "Интегрированные решение", "Переход от базовых изделий к транспортным модулям".

Корпорация «Проект-техника» успешно развивается уже 30 лет. Начиная с 2013 года «Проект-техника» участвует в ряде опытно-конструкторских, в том числе и инициативных работ по созданию подвижных пунктов управления. Специалисты Корпорации решают задачи по проектированию современных кузов-контейнеров, кузовов-фургонов, а также штабных модулей различного вида на их основе. Задачами разработки обычно являются:

- использование новых материалов и технологий, обеспечивающих функционирование изделий во всех климатических зонах, в том числе и для работы в условиях Арктики;
- адаптация под новые типы шасси и условия транспортирования (в том числе на ж/д платформе без снятия с шасси);
- сокращение времени на подготовку к непосредственной работе;
- локальное бронирование;
- экранирование личного состава от СВЧ излучений;
- обеспечение надлежащего уровня обитаемости и эргономики и другие вопросы.
Анализируя результаты многочисленных НИР и ОКР установлено, что при создании подвижных аппаратных связи и пунктов управления часто возникает необходимость серьезного изменения в конструкции серийного кузова-фургона, кузова-контейнера (дополнительные отсеки, ниши, механизмы подъема и прочее). Как правило, это приводит к созданию некоего нового промежуточного изделия – транспортный модуль на базе серийного кузова-фургона, кузова-контейнера. В последнее время дополнительными основаниями для разработки и создания таких транспортных модулей становятся и требования, не связанные на прямую с конструктивными (прочностными) характеристиками серийных кузовов-фургонов, кузовов-контейнеров. В настоящей статье рассмотрены следующие из таких причин:

1. Вводно-соединительное оборудование (ВСО). Под ВСО понимаем совокупность следующих элементов: щит ввода с разъемами для подключения полевых соединительных кабелей, а также с защитой от намокания и технологической подсветкой, комплект соединительных кабелей (ВОЛС, медь), комплект оборудования для диагностики и технического обслуживания кабельных линий. Проектирование и изготовление ВСО одновременно с кузовом приведет к более эргономичному размещению всего оборудования аппаратной, удобству технического обслуживания, а главное к стандартизации кабельных подключений, что позволит подключать различные аппаратные друг к другу, наращивать кабельные сборки. Не маловажным является факт единых подходов к диагностике и обслуживанию кабельных соединительных линий.

2. Беспроводная сеть технологической связи. В отличие от мощных средств беспроводного широкополосного радиодоступа, разрабатываемых такими организациями как Концерн «Созвездие», АО НПФ «Микран» или АО «Воентелеком» и предназначенных для взаимодействия с внешними системами актуальным является создание маломощной беспроводной технологической сети связи. Основная задача такой сети заключается в обеспечении расчета служебной связью с использованием шлемофонов или носимых гарнитур непосредственно в момент развертывания/свертывания изделий, а так же при проведении регламентных работ. Радиус действия такой радиосистемы не должен превышать 100-150 метров. Современные стандарты беспроводного доступа позволяют в качестве дополнительной функции снабдить такую технологическую сеть, например, функциями по передаче вспомогательной телекодовой информации (между бортовыми интеллектуальными системами аппаратных), или объединять аппаратные в единую самоорганизующуюся технологическую сеть при развертывании пунктов управления от бригады и выше.

3. Бортовая интеллектуальная система (БИС). Основное назначение БИС – поддержка принятия решений расчета (смены) по вопросам технического обеспечения. Прежде всего БИС позволяет вести электронный паспорт изделия и его основных составных частей (на первом этапе в автоматизированном режиме, а в последующем – в автоматическом), вести учет наработки изделий и своевременно оповещать о необходимых регламентных работах, может содержать необходимые интерактивные справочники и руководства по техническому обслуживанию не только самого кузова-контейнера (кузова-фургона), но и дополнена необходимой справочной документацией о составных частях аппаратной в целом. БИС может иметь «черный ящик» с хранением всех переговоров расчета за последние сутки с использованием технологической связи. БИС может быть интегрирована с внутренними системами управления доступом, видеонаблюдения, пожарной сигнализации или взаимодействовать с перспективной БИС шасси (например, КАМАЗа). БИС может вести журнал с автоматической регистрацией параметров микроклимата, режимов энергоснабжения (внешний фидер, АКБ, встроенные источники электроснабжения) и параметров электросети. Основная идея внедрения БИС все же заключается не в полномасштабной автоматизации «всего и вся», а в поэтапном создании виртуальной модели аппаратной и последующем переходе к применению технологий IoT («Интернет вещей») и BigData («Большие данные»). БИС может стать технической основой для внедрения «интернета вещей» на самом нижнем уровне. Рассмотрение возможностей и рисков от применения таких технологий выходит за рамки данной статьи, здесь лишь отметим, что самый быстрый экономический эффект от внедрения таких технологий (как и скорость самого внедрения), очевидно следует ожидать в области ресурсного обеспечения.

Представленный список опций не является исчерпывающим и представлен здесь исключительно для демонстрации широты запросов по необходимым вспомогательным функциям. По мнению специалистов нашей компании, создание перспективных аппаратных связи и пунктов управления целесообразно вести на основе доработок линейки вновь созданных транспортных модулей, т.е. на основе изделий, которые уже не являются кузовами-фургонами, кузовами-контейнерами в трактовке общеизвестных технических условий. Основанием для создания транспортных модулей должны стать не конструктивные изменения в несущей конструкции кузовов (правильность конструкторских решений по таким изменениям всегда должна подтверждаться натурными испытаниями), а набор вспомогательных функций и сервисов, предоставляемых для организации-заказчика следующего (более высокого) уровня. Набор таких вспомогательных опций является предметом широкого обсуждения. Такой подход позволит унифицировать простые, но достаточно важные технические решения по стыковке аппаратных, надежности вводно-соединительного оборудования и кабельного хозяйства, а в конечном счете приведет к улучшению характеристик по оперативному развертыванию аппаратных и пунктов управления, их техническому обслуживанию и ремонту, повышению коэффициента технической готовности пункта управления в целом.

Консультация