Назад
09.04.2018

Перспективы развития системы послепродажного обслуживания и ее основных элементов в ходе эксплуатации вооружения, военной и специальной техники Сухопутных войск

Современные условия развития Вооруженных Сил Российской Федерации и ведущих зарубежных стран выдвигают новые требования к разработчикам вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Время, когда заказчику требовались только образцы вооружения давно прошли. В настоящее время заказчику ВВСТ требуется не только техника, но и техническое сопровождение разработчика (изготовителя, поставщика) ВВСТ на всех этапах ее жизненного цикла. Для реализации данных требований в Министерстве обороны Российской Федерации принято решение о формировании ремонтно-эвакуационных полков, которые должны быть оснащены современными средствами технического обслуживания и ремонта ВВСТ с максимальной автоматизацией технологических процессов, планирования и управления.

Опыт показывает, что комплексное внедрение современных технологий позволяет существенно повысить качество и скорость послепродажного обслуживания ВВСТ, сократив при этом целый ряд издержек.

Как правило, перечень мероприятий, необходимых для поддержания ВВСТ в исправном (работоспособном) состоянии, формируется в соответствии с эксплуатационной и ремонтно-технической документацией, разработанной производителем техники и корректируется на основе информации от ее эксплуатантов о техническом состоянии техники и потребности в материально-технических средствах, необходимых для поддержания ВВСТ в готовности к использованию по предназначению.

Находящиеся на вооружении сложные образцы современной техники, предъявляют повышенные требования к квалификации специалистов ремонтных органов, использованию более современных методик контроля основных параметров, их настройки, способов ремонта и проведения технического обслуживания ВВСТ.

При таком положении дел использование сервисных комплексов (центров) для технического обслуживания и ремонта ВВСТ становится особенно актуальным.

Задачу по поддержанию техники в постоянной боевой готовности возможно решить посредством создания эффективной системы послепродажного обслуживания ВВСТ.1
Анализ отечественного и зарубежного опыта в сфере организации послепродажного обслуживания (ППО) военной техники позволяет выделить следующие моменты:
- первый, ведущие компании-производители ВВСТ уже давно не поставляют "просто изделие" и "сопутствующее обслуживание". Эксплуатирующим организациям предлагается комплексный и функционально полный набор самых передовых технологий и сервисов, обеспечивающих поддержание ВВСТ в готовности к ее использованию по предназначению;

- второй, информационное обеспечение перестало быть просто инструментом, оно становится основополагающей и системообразующей платформой для эффективной организации ППО ВВСТ.

В этой связи основными направлениями повышения эффективности представления услуг ППО ВВСТ являются:

- разработка и создание сервисных средств (систем), как единой площадки для всех участников ППО;
- интеграция услуг ППО с системами материально-технического обеспечения на основе современных информационных ресурсов;
- разработка и создание логистического «инструмента» для системы ППО поставщика ВВСТ.

Используя опыт и наработки ООО «Корпорация «Проект-техника», в основу формирования эффективной системы ППО ВВСТ может быть положен кластерный принцип.

Для обеспечения эффективного поддержания ВВСТ в постоянной технической готовности, в состав каждого кластера входят функционально взаимосвязанные между собой многоуровневые группы сил и средств, в том числе:

– стационарные и мобильные средства технического обслуживания и ремонта, как производственный кластер, обеспечивающий выполнение работ диагностики, технического обслуживания и ремонта ВВСТ, находящейся на гарантийном и послегарантийном этапах эксплуатации;
– центр подготовки персонала производственных кластеров и эксплуатантов в системе «производство – эксплуатация» по номенклатуре поставленной ВВСТ;
– логистический центр, обеспечивающий запасными частями и материалами не только производственные объекты, но и силы технического обеспечения эксплуатанта;
- автоматизированная информационная система, объединяющая производственный и логистический кластеры, силы и средства эксплуатанта, позволяющая осуществлять планирование и принимать управленческие решения в режиме реального времени.

Более подробно остановимся на производственном кластере системы ППО ВВСТ. Организация производственного кластера предусматривает создание мобильных и стационарных сервисных комплексов.

Сервисный комплекс представляет собой ремонтно-логистическое предприятие, с мелкосерийными объемами производства, которое развертывается в заданном районе на определенное время. При этом, данный комплекс призван решать следующие задачи:

- контроль технического состояния техники;
- выполнение различных видов технического обслуживания и ремонта техники;
- транспортирование неисправных образцов;
- обеспечение запасными частями и материалами;
- обучение специалистов правильному выполнению работ по обслуживанию и ремонту техники.

В зависимости от выполняемых работ, предусмотренных в существующей системе эксплуатации, в производственный кластер предлагается включить пять уровней технического обслуживания и ремонта ВВСТ:

Первый уровень - мобильный сервисный комплекс (уровень - подразделение). Выполняемые задачи: контроль технического состояния, техническое обслуживание, простой текущий ремонт;
Второй уровень - мобильный сервисный комплекс бригадный. Выполняемые задачи: контроль технического состояния, техническое обслуживание, сложный текущий ремонт;
Третий уровень - мобильный сервисный комплекс региональный. Выполняемые задачи: контроль технического состояния, техническое обслуживание, сложный текущий ремонт, средний ремонт;
Четвёртый уровень - стационарные сервисные центры. Выполняемые задачи: изготовление деталей и узлов, капитальный ремонт узлов и агрегатов.
Пятый уровень заводы капитального ремонта. Выполняемые задачи: заводской ремонт ВВСТ, капитальный ремонт с модернизацией.

Мобильный батальонный (дивизионный) сервисный комплекс первого уровня включает производственный модуль (на базе мастерской МТО-УБ2.К) и вспомогательный модуль (производственная палатка и технологическое оборудование). В производственной палатке из состава вспомогательного модуля размещается необходимое производственное и технологическое оборудование, а непосредственно к палатке с обеих сторон пристыковываются производственный и вспомогательный модули, в которых размещаются посты и участки работ по техническому обслуживанию и ремонту ВВСТ.

Стационарные сервисные центры четвертого и пятого уровней представлены на рисунке 5 и включают в себя группы комплексного ремонта, обеспечивающие:
капитальный ремонт узлов и агрегатов;
капитальный ремонт, доработки ВВСТ и ее составных частей;
капитальный ремонт с модернизацией ВВСТ;
утилизацию ВВСТ.

Имеющийся практический опыт показывает, что для поддержания техники в исправном состоянии в большинстве случаев достаточно сервисных комплексов первого и второго уровней. Мобильные сервисные комплексы первого уровня (батальонные, дивизионные) создаются, как правило, специализированные - обеспечивающие проведение технического обслуживания и ремонта определенной техники, то второго уровня (бригадные) – обеспечивают выполнение комплексных работ.

Следует учитывать огромное значение кластеров подготовки персонала и логистики. Роль и значение этих составляющих ясна и не вызывает сомнений, без них система ППО эффективно работать не сможет.

Очевидно, что при отсутствии профессиональной подготовки специалистов-ремонтников, работы по техническому обслуживанию и ремонту ВВСТ с требуемым уровнем качества проведены не будут, точно так же как и при наличии подготовленного производственного персонала, но отсутствии запасных частей.

Более подробно рассмотрим автоматизированную информационную систему (АИС)2, как связующее звено производственного и логистического кластеров, сил и средств эксплуатанта.

Целесообразность использования в работе современных инструментов обработки, хранения и передачи данных в настоящее время очевидна.
При управлении планированием работ по техническому обслуживанию и ремонту ВВСТ для условий боевой (учебно-боевой) обстановки, основными задачами такой АИС по поддержке эксплуатации ВВСТ являются:

а) управление эксплуатацией машин (мастерских), в т.ч.: учет расхода ресурсов по составным частям; учет наличия и движения производственно-технологического оборудования; обеспечение экипажей мастерских информацией по технологии выполнения работ технического обслуживания и текущего ремонта мастерских; обеспечение персонала учебно-справочной информацией по приемам и правилам эксплуатации ВВСТ;
б) управление ремонтами образцов ВВСТ, в т.ч.: автоматизированный учет и отчетность о проведении ремонта или обслуживания образца (с автоматизированным оформлением акта технического состояния); автоматизированное формирование потребности (заявки) на запасные части и расходные материалы; обеспечение экипажей мастерских технологической информацией по обслуживанию и текущему ремонту образцов (составных частей образцов) вооружения и военной техники.

Задача внедрения АИС решается за счет включения в состав подвиж-ных средств технического обслуживания и ремонта (ПСТОР) программно-аппаратных средств в виде мобильного автоматизированного рабочего места (АРМ). В состав аппаратных средств АРМ в качестве основного элемента может быть включен ноутбук, планшетный ПК или смартфон с соответствующим программным обеспечением. При этом применяются модели аппаратных средств с повышенной степенью физической защиты, модели обеспечивающие защиту информации, а также удовлетворяющие требованиям по интеграции в различные системы связи (физические и программные возможности по подключению к различным протоколам). В состав АРМ, при необходимости, включается принтер.

В ПСТОР под аппаратные средства предусматриваются штатные места для крепления при передвижении (хранении), а также зарядки аккумуляторов электронно-вычислительной техники.

Программные средства АИС включают набор функциональных блоков (ресурсов, данных) и подсистему управления. Подсистема управления с базой данных обеспечивает:
- обмен данными между ресурсами и оперативный поиск необходимой информации;
- структурированное представление информации: меню, дерево содержания, связанные узлы;
- представление документации в различном виде: текст и чертежи, ин-терактивные схемы, 3D-модели, фото, видео, flash-анимации, звуковое со-провождение, а также вывод документов на печать;
- формирование различных документов, сохранение и накопление информации.

Функциональные блоки включают:
- электронный паспорт машины;
- архив технической документации: интерактивную эксплуатационную и ремонтную документацию, интерактивные электронные каталоги деталей и сборочных единиц, технологические карты ремонта и обслуживания ВВСТ;
- учебный курс.

Электронный паспорт машины – основа контроля и отчетности по эксплуатации машины: консолидирует данные об изделии, его характеристиках, расходе ресурса, обслуживании, проводимом ремонте и техническом состоянии изделия.

Интерактивные электронные каталоги деталей и сборочных единиц предназначены для удобного поиска запасных частей в целях их идентифи-кации и формирования заявки на запасные части для ее последующего вывода на печать либо прямой передачи (при наличии каналов связи с органами снабжения старшего начальника).

Технологические карты – основной информационно-справочный ресурс, который предоставляет персоналу исчерпывающую информацию о технологии выполнения всех работ с помощью заложенного в машину производственно-технологического оборудования. Данный ресурс обеспечивает стабильность характеристик применения ПСТОР при различных уровнях подготовленности персонала и, кроме того, позволяет в автоматизированном режиме формировать заявку на восполнение, расходуемых в процессе работ, запасных частей и материалов.

Краткий учебный курс – ресурс, обеспечивающий освоение мастерской персоналом в процессе приема техники и с началом ее эксплуатации. Содержит набор обучающих материалов и алгоритмов по развертыванию мастерской и подготовке ее к работе в различных условиях обстановки, по правилам использования производственно-технологического оборудования и основам требований безопасности и охраны труда.

Таким образом, перечисленные ресурсы представляют собой мини-мальный набор автоматизированных информационных средств, обеспечивающих эффективное взаимодействие расчета мастерской с материальной частью машины, а также обеспечивающие автоматизацию основных функций управления эксплуатацией техники подразделений технического обеспечения.

Сама по себе информационная система на уровне отдельно взятой мастерской – автономная, однако с организацией коммуникационной сети с помощью машины управления, она легко интегрируется в локальную систему управления эксплуатацией ремонтного подразделения, а далее и в систему управления техническим обеспечением старшего начальника. При этом, физически данные хранятся как в АРМах ПСТОР, так и в централизованной базе данных на ЭВМ машины управления и органов военного управления различных уровней.

Все данные разграничены по уровням доступа и отображаются на специальных мобильных устройствах в виде мобильных телефонов, которыми оснащены все участники процесса, от руководителя группы по ремонту и обслуживанию техники до соответствующих должностных лиц воинских формирований и органов военного управления.

В итоге мы получаем полную прозрачность эксплуатации единицы техники на каждом этапе ее жизненного цикла, управление процессами технической эксплуатации и логистики, контроль издержек и колоссальную экономию времени сторон, заинтересованных в процессе взаимодействия в ходе планирования и проведения работ по техническому обслуживанию, ремонту и эксплуатации ВВСТ.

В ООО «Корпорация «Проект-техника» разработана АИС и с осени 2015 года проходит апробацию в реальных условиях, где одна из рабочих групп, отвечающая за поддержание в исправном состоянии целого ряда образцов вооружения и военной техники, оснащена АИС. Это позволило не только планировать работы по техническому обслуживанию и ремонту ВВСТ, но и осуществлять контроль их выполнения, отслеживать техническую готовность техники и что немаловажно - принимать решения в режиме реального времени. Данная АИС обладает рядом преимуществ:
- владение полной информацией о состоянии конкретного экземпляра техники, вида техники, территориальной группировки техники;
- возможность получения оперативных сведений о ходе выполнения работ технического обслуживания и ремонта техники;
- формирование потребностей в запасных частях, учет их наличия;
- получение справочной информации по порядку проведения процедур обслуживания, необходимым инструментам, запасных частей.

Создание эффективной системы ППО должно включать в себя следующие этапы:
1. Аудит инфраструктуры системы технического обслуживания и ремонта ВВСТ;
2. Организация Центра управления системы ППО, проектирование и создание автоматизированной информационной системы, формирование баз данных;
3. Внедрение сервисного обслуживания и ремонта ВВСТ;
4. Наращивание сервисного обслуживания и ремонта ВВСТ, а также создание производственной сети;
5. Создание логистических центров;
6. Создание системы обучения специалистов;
7. При необходимости – создание (совершенствование) стационарного производства.

Благодаря тому, что система послепродажного обслуживания строится по модульному принципу, наращивание ее возможностей может идти поэтапно. При этом, предлагаемая система должна строиться с учетом организационно-штатной структуры воинских подразделений и частей, способов их боевого применения и имеющегося вооружения. Также в создании системы ППО ВВСТ в обязательном порядке должны принимать участие предприятия оборонно-промышленного комплекса государства.

Таким образом, с целью реализации указанных подходов к обеспече-нию технической готовности ВВСТ на всех этапах их жизненного цикла, ООО «Корпорация «Проект-техника» разработан не только ряд перспективных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации ВВСТ, но и мобильные сервисные комплексы различных уровней войск, а также средства управления, обеспечения работ (энергетики, хранения оружия, контрольно-технический пункт) и жизнедеятельности личного состава (модули: жилые, питания, банно-прачечные, медицинские). Предложения ООО «Корпорация «Проект-техника» по созданию сервисных центров технического обслуживания и ремонта ВВСТ с применением АИС практически отрабатываются у инозаказчика.

Директор по развитию Корпорации "Проект-техника"
Василенко Г.В.

Консультация