Назад
14.09.2020

Поле боя держится на танках

Современная техника и профессиональное мастерство доминируют в танковых войсках.
13 сентября – День танкиста

Во второе воскресенье сентября в России отмечается День танкиста. В преддверии праздника на вопросы специального корреспондента «Красной звезды» отвечает начальник Главного автобронетанкового управления генерал-майор Сергей БИБИК.

– Сергей Владимирович, с какими итогами танкисты встречают свой ежегодный праздник в этот раз?
– Прежде всего отмечу, что День танкиста – это профессиональный праздник не только для тех, кто служит или служил в танковых войсках, но и для танкостроителей. Они в этом году отмечают ещё и 100-летие отечественного танкостроения.
Одна из приоритетных задач индивидуальной подготовки танкистов – досконально изучить, освоить новую технику, выработать надёжные профессиональные навыки и неустанно их совершенствовать.
Всё это достигается постоянными занятиями по вождению, включая подводное, боевым стрельбам, совершению маршей.
Будем объективны: успех ни к кому не приходит сразу. Ему обычно сопутствуют ошибки, промахи, даже поражения. Тем более ценим победы. В этом году действия подразделений и частей танковых войск в ходе выполнения комплекса мероприятий по боевой подготовке оценивались не ниже хорошо, а чаще отлично.
В целом танкисты к своему профессиональному празднику подошли с высокими результатами и достойным уровнем подготовки, позволяющим выполнить задачи в самых сложных ус­ловиях.
Для «Арматы» водоём – не преграда.
Наглядным подтверждением высокого уровня подготовки танковых экипажей стали результаты конкурса «Танковый биатлон». В состязаниях российская команда показала подлинное мас­терство и традиционно заняла высшую ступень пьедестала.
Если говорить об итогах оперативной и боевой подготовки, то тут главным экзаменатором всегда был общевойсковой бой, где роль ударной силы играли танковые подразделения. А самый главный экзамен ещё впереди – это стратегическое командно-штабное учение «Кавказ-2020».
Наглядным подтверждением высокого уровня подготовки танковых экипажей стали результаты конкурса «Танковый биатлон»

– На форуме «Армия-2020» оборонно-промышленный комп­лекс демонстрировал новинки, в частности амфибию «Дрозд», МТ-ЛБ глубокой модернизации. По оценке специалистов ГАБТУ, насколько такие разработки важны для Минобороны?
– Новые разработки оборонки у нас в зоне особого внимания. Прежде всего мы их оцениваем по техническим характеристикам и по тому, какие задачи они смогут решать в войсках.
При изучении потенциала амфибии «Дрозд», заявленного предприятием-разработчиком ООО «Балтийская машиностроительная компания», впечатляет её максимальная скорость на плаву – до 70 км/ч в режиме глиссирования. Машина, безусловно, может представлять интерес для Минобороны, в первую очередь в качестве перспективного десантного средства морской пехоты. Значит, есть повод для более тщательного изучения этой амфибии.
Модернизированный вариант транспортёра МТ-ЛБ (МГТТ-ЛБ) разработки АО «Ремдизель», демонстрировавшийся на форуме «Армия-2020», это уже другой уровень техники. Компания давно и эффективно сотрудничает с Минобороны. Демонстрировавшаяся машина разрабатывается в рамках инициативной ОКР «Реконструкция». Она имеет увеличенную до 65 км/ч максимальную скорость движения, запас хода до 800 км, улучшенные показатели эргономики и обитаемости. Проект перспективный и весьма интересный для Минобороны по ряду критериев, в том числе и финансово-экономическому. Предлагаемая модернизация в ходе капитальных ремонтов МТ-ЛБ и МТ-ЛБу позволит существенно продлить жизненный цикл этих машин до их плановой замены на новое поколение техники, работы по которому предусмотрены Государственной программой вооружения.

– В настоящее время созданы новые модификации танков Т-72, Т-80 и Т-90. У этих машин остался модернизационный потенциал, по каким направлениям их ещё можно совершенствовать?
– Улучшать технические сис­темы можно до бесконечности. Границей целесообразности модернизации обычно признают ситуацию, когда нововведения начинают давать всё меньший результат при всё возрастающих затратах.
В данном случае специалисты уже обозначили предпочтительные пути и рубежи дальнейшего совершенствования танков. В открытом формате они озвучены на площадках форума «Армия-2020». В самом общем виде можно отметить, что основными направлениями дальнейшей модернизации считаются повышение ситуационной осведомлённости и командной управляемости, усиления защищённости посредством применения комплексов активной защиты, улучшения систем навигации, опознавания, эргономики и обитаемости.
При этом главным ограничением в ходе модернизации служит предельное значение боевой массы. Она обусловлена конструктивными особеннос­тями машин, а также наличием научно-технического и технологического задела у предприятий оборонно-промышленного комп­лекса.

– На информационных площадках активно обсуждают новос­ти о создании в России двухзвенных танков. Каково состояние дел по этой теме?
– Мы находимся почти в начале пути, на этапе наработки практического опыта. В настоящее время ведётся ряд опытно-конст­рукторских работ по созданию специализированных двухзвенных гусеничных машин, в том числе в защищённом исполнении для оснащения частей и подразделений, дислоцируемых в регионах Севера и Арктики.
По результатам их испытаний и последующей эксплуатации в указанных регионах России будут рассмотрены вопросы о целесообразности развития темы по созданию двухзвенных танков.
Ведётся ряд опытно-конструкторских работ по созданию специализированных двухзвенных гусеничных машин, в том числе в защищённом исполнении

– В 2011 году были открыты опытно-конструкторские работы (ОКР) «Армата», «Курганец-25» и «Бумеранг». В настоящее время «Армата» находится на этапе государственных испытаний, а как обстоят дела с двумя другими машинами?
– В настоящее время работы по данным ОКР выполняются в соответствии с утверждёнными планами и заключёнными государственными контрактами.
Проекты весьма сложны как в конструкторском, так и технологическом плане. В них апробируются новые комплексы и сис­темы различного назначения, которые в конечном итоге должны повысить боевую эффективность новых изделий.
При этом нельзя не отметить концептуальную новизну создаваемых машин. При их разработке учтены положения действующей военной доктрины России.
Модификация БМП-ЗФ специально создана для оснащения подразделений морской пехоты. Она обладает как увеличенной огневой мощью, так и повышенными мореходными качествами

– В начале 2010 года утверждена «Концепция развития военной автомобильной техники на период до 2020 года». С какими результатами она завершается и будет ли иметь продолжение?
– В результате реализации «Концепции развития военной автомобильной техники до 2020 года» созданы новые классы военной автомобильной техники – защищённые автомобили семейства «Тайфун-К» и «Тайфун-У», а также военные специальные вездеходные транспортные средства.
Создан новый научно-технический задел, обеспечивающий паритет отечественных образцов ВАТ с перспективными зарубежными аналогами за счёт применения гибридных трансмиссий, независимых гидропневматичес­ких подвесок, систем обеспечения, работающих в условиях низких температур и Арктики.
Выведены из состава Вооружённых Сил физически и морально устаревшие образцы военной автомобильной техники, на 15 процентов сокращена номенклатура ВАТ, используемой в Вооружённых Силах.
В целом за период с 2010 года принято на снабжение более 100 образцов военной автомобильной техники, которые успешно прошли все виды испытаний, включая проверки в различных природно-климатических условиях. Состоялись экспедиции в северные, южные и высокогорные районы страны, проведена их апробация на территории Сирийской Арабской Республики.
В настоящее время разрабатывается «Концепция развития военной автомобильной техники до 2030 года». В ней, помимо дальнейшего совершенствования образцов ВАТ, особое внимание будет уделено сокращению номенклатуры, применяемой в Вооружённых Силах, военной автотехники и вопросам импортозамещения.

– Как обстоят дела с созданием перспективных подвижных средств технического обслуживания и ремонта бронетанкового вооружения и техники (БТВТ)?
– В соответствии с разработанными ГАБТУ тактико-техническими требованиями «Корпорация «Проект-техника» в рамках ОКР «Эффект» выполняет работы по созданию комплекта унифицированных перспективных подвижных ремонтных мастерских для удовлетворения потребностей войск в техническом обслуживании и войсковом ремонте БТВТ.
К основным отличительным особенностям новых машин следует отнести их оснащение краноманипуляторными установками грузоподъёмностью 4,75 тонны, станочным оборудованием на магнитных стойках, пневмодомкратами, полевыми компьютерными диагностическими комплексами, грузовыми платформами для транспортирования крупногабаритного оборудования и имущества. А ещё, разумеется, производственным и диагностическим оборудованием, способным обеспечить качественный войсковой ремонт всей номенклатуры современных образцов БТВТ.

– Какие задачи предстоит решать специалистам ГАБТУ на стратегическом командно-штабном учении «Кавказ-2020»?
– На этом учении основные усилия сосредоточили на оценке эффективности новых образцов техники, поступивших на снабжение войск в текущем году, апробации их боевых и эксплуатационных возможностей в условиях, максимально приближенных к боевым.
Так, в ходе выполнения соединениями и воинскими частями Южного военного округа практических задач впервые планируем провести оценку совместного применения мотострелковых (танковых) подразделений с подразделениями поддержки на БМПТ. По нашим оценкам, огневая мощь такого усиленного подразделения может увеличиться в несколько раз. При высадке морских десантов будут применяться современные образцы боевых машин пехоты. Модификация БМП-ЗФ специально создана для оснащения подразделений морской пехоты. Она обладает как увеличенной огневой мощью, так и повышенными мореходными качествами.

– Какую новую броне- и автотехнику должны получить российские войска в следующем году?
– В 2021 году в рамках Государственной программы вооружения и гособоронзаказа на обеспечение Вооружённых Сил запланированы серийные поставки современных и перспективных образцов БТВТ и ВАТ. По танковой компоненте это модернизированные Т-90М, Т-72БЗМ, Т-80БВМ. По номенклатуре боевых машин пехоты – БМП-3 и БМП-2 с боевым отделением «Бережок». Продолжатся поставки двухзвенных гусеничных транспортёров, армейских автомобилей многоцелевого назначения «Торнадо», автомобилей многоцелевого назначения «Тигр-М» с боевыми дистанционно-управляемыми модулями «Арбалет-ДМ» и других современных образцов. Войска обновляются, их боеготовность растёт.

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда»

Консультация