Назад
27.04.2018

Военное представительство: история, события, люди

Институт контроля качества возник в России в 1723 году по указу Петра I, которым «… приказано оружейной канцелярии из Петербурга переехать в Тулу и дённо и нощно блюсти исправность ружей». Выпустившие брак в петровские времена строго наказывались.

Жесткий контроль качества изготовления продукции обеспечивался высокой ответственностью во все времена. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10.07.1940 г. для директоров, главных инженеров и начальников ОТК заводов за выпуск недоброкачественной и некомплектной продукции предусматривалось тюремное заключение сроком от 5 до 8 лет (!).

От Министерства обороны военное представительство (ВП МО) на предприятиях промышленности осуществляет контроль качества разработки, изготовления и испытаний вооружения, военной и специальной техники, производит приемку и отгрузку готовых изделий федеральному заказчику. Фундаментальной основой деятельности ВП является обеспечение приемки научно-технической или серийной продукции в строгом соответствии с конструкторской документацией, ГОСТ и другой НТД, а при испытаниях изделий, кроме того, подтверждение технических характеристик, заданных требованиями заказчика. Военное представительство имеет статус отдельного воинского учреждения Минобороны России.

С 22 июня 1963 года шумерлинские предприятия: машиностроительный завод – почтовый ящик п/я М-5271 (закрытое название предприятия, работающего на оборонную промышленность) и мебельный комбинат приступили к выпуску продукции для военного ведомства с участием постоянного представителя Министерства обороны. В тот период единственное ВП МО № 2410 Центрального автотракторного управления (ЦАВТУ) МО аккредитовано было на двух предприятиях – машзаводе и мебельном комбинате. Управление ВП МО размещалось на машзаводе, где традиционно находится и поныне. Первым старшим военпредом был подполковник Г.Н. Фалера. Среди военнослужащих было 3 офицера - И.И. Бодров, В.В. Березовский, Н.Н. Скворцов, и 5 сержантов, старшин сверхсрочной службы: В.С. Антонов, В.А. Старков, В. Ходяков, А.В. Игнатьев и В.В. Игнатьев.

Продукцию для армии шумерлинские предприятия выпускали и до обозначенного периода. Во время войны приемка планеров и самолетов на заводе № 471 осуществлялась представителями от авиационной промышленности и ВВС, а в пятидесятые годы кузовов-фургонов КУНГ, фотолабораторий ПАФ - приемочной комиссией ЦАВТУ МО выездным способом. На машзаводе по такой же системе принимались с 1960 года первые войсковые подвижные ремонтные мастерские СРЗ-А, предназначенные для ремонта и зарядки аккумуляторных батарей.

30 октября 1967 года в связи с достигнутыми большими объемами производства кузовов-фургонов директивой ГШ ВС на комбинате было организовано самостоятельное 4540 ВП МО с подчинением также ЦАВТУ МО. На должность первого старшего военпреда прибыл подполковник Брюховецкий. Подполковник Е.И. Беспалко, руководивший в тот период военной приемкой № 2410, остался при машзаводе.

В последующие годы военное представительство № 2410 на ШЗСА возглавляли подполковники Л.П. Мазуренко, В.А. Дербас, Н.Д. Мандров, полковник Б.А. Полиновский, подполковники Р.Л. Конюшинский, С.А. Матвеев, С.В. Рябов. На комбинате автофургонов военное представительство № 4540 МО позже возглавляли полковники Н.Н. Скворцов, В.И. Шурочков, подполковники А.П. Сергеев, В.А. Зубрилин.

Основной номенклатурой принимаемой продукции на ШЗСА в советский период были ремонтные мастерские. Производственная мощность ШЗСА как основного поставщика позволяли производить всю номенклатуру унифицированных подвижных мастерских типа МТО-АТ батальонного звена, комплексных ремонтных средств типа ПАРМ-1М полкового звена и ПАРМ-3М дивизионного звена, а также специальные мастерские, входящие в отдельные ремонтно-восстановительные батальоны войсковых объединений. ШЗСА был крупнейшим и единственным в стране предприятием, выпускающим ремонтные комплексы ПАРМ-3М. Ежегодно для Вооруженных Сил поставлялось более 1000 единиц отдельных мастерских «россыпью» и до 11 комплектов ПАРМ-3М. Кузова-фургоны типа КМ под монтаж мастерских по кооперации закупались на Московском и Энгельском заводах спецавтомобилей, а типа К - на Шумерлинском комбинате автофургонов. Численность работников завода со всеми сферами хозяйственной деятельности доходила до 4000 человек.

В начале 2000-х годов в связи с необеспеченностью заказами и с целью сохранения рабочих мест завод спецавтомобилей и комбинат автофургонов освоили продукцию, которая ранее традиционно не была их номенклатурой. ШЗСА стал изготавливать кузова-фургоны нужных модификаций под монтаж мастерских, а КАФ изготавливать в своих кузовах-фургонах некоторые типы мастерских. По сути оба предприятия стали выпускать одинаковую продукцию. Следует признать, что возникшая конкуренция зачастую приводила единое военное представительство к определенным проблемам.

КАФ являлся также самым мощным среди других изготовителей и поставщиков для армии унифицированных кузовов-фургонов бескаркасной конструкции (серия К). Комбинат производил кузовов-фургонов больше, чем вместе взятые Козловский КАФ, Красногорский КАФ, Волгоградский ДОК и пос. Вахтан и П.О. «Гомельдрев». Производство родственной продукции на последних трёх предприятиях было закрыто после 90-х годов. Общая численность работников комбината, включая социальную сферу, составляла более 7000 человек.

Пик загрузки принимаемой продукции на комбинате пришелся на начало 80-х годов, когда объемы производства всех типов кузовов-фургонов доходили до 600-700 штук в месяц. Автору этой статьи как раз в этот период (1981-1984 гг.) пришлось принять после службы в войсках производственно-техническое «крещение» в цехах № 8 и № 15. Поток предъявляемых на ПСИ, техническую и окончательную приемку изделий был настолько плотный, что в сдаточном пролете цеха № 15 автотехника размещалась в 4 ряда. Оперативность в принятии решений по сдаче-приемке продукции со стороны комбината в лице В.И. Захарова, Б.Н. Першина, В.В. Колчина, С.И. Васильева, В.Н. Магулина и других должностных лиц находила компромисс и давала общие положительные результаты по выполнению договоров с Министерством обороны.

Базовый принцип военпредов – добиваться устранения дефектов на любой стадии разработки, производства изделий и в процессе эксплуатации. Известно, что не всегда получается достичь с поставщиками всецелого понимания в оценке качества принимаемой продукции. Но нужно отдать должное – требования военпреда всегда выполняются предприятием в пользу самого же предприятия.

С образованием с января 1968 года ГСКБ по ремонтным мастерским и кузовам по 31 мая 1985 года функции органа военного контроля в нем осуществляла группа ОКР от 2410 ВП МО во главе с подполковником Н.Д. Богдановым, куда я был переведен в 1984 году. Директивой ГШ ВС с 1 июня 1985 г. было создано 3571 военное представительство МО с аккредитацией в ГСКБ по ремонтным мастерским и кузовам - третье по счету на предприятиях Шумерли. 3571 ВП МО сформировал и возглавил старший военпред-руководитель майор К.М. Пронин, который руководил военной приемкой бессменно 18 лет (до 30.06.2003 г.). В составе вновь образованного ВП кроме автомобилистов входили по 3 чел. от Главного бронетанкового и Главного ракетно-артиллерийского управлений МО. Офицеры носили эмблемы по принадлежности контролируемых заказов.

3571 ВП МО, как и ГСКБ для конструкторов в нашем городе, являлось школой обучения и подготовки кадров по разработке и испытаниям новых образцов военной спецтехники. Накопленный опыт работы в ВП на шумерлинских предприятиях позволил многим офицерам продвинуться по службе. Из числа офицеров 3571 ВП МО на высшие должности были переведены подполковники А.С. Ронин, Г.Ф. Ратушный, И.А. Евдокимов, капитан С.В. Емельянов был направлен на учебу в академию, после чего работал в структуре Центрального аппарата МО. Из 2410 ВП В.М. Рыбников был переведен в научно-технический комитет ГАБТУ МО (г. Москва), получил там звание полковника.

Причин создания самостоятельного 3571 ВП было две: переход 2410 ВП МО на ШЗСА из подчинения ГЛАВТУ МО в связи с перевесом объемов заказов на названном предприятии другим заказывающим управлением, для которого ремсредства не являлись их номенклатурой, и совпадением появившейся тенденции переноса значимости в промышленности – от производства к науке. По этому вопросу вышло совместное по практике тех лет постановление Совмина СССР и ЦК КПСС о создании научно-производственных объединений, по которому главная роль отводилась науке, то есть НИОКР, что, собственно, и было основным предназначением и видом деятельности ГСКБ. Шумерлинское КБ обеспечивало документацией 59 предприятий промышленности и военных ремонтных заводов от Львова до Райчихинска и от Таллина до Запорожья, Керчи. ГСКБ, являясь головным разработчиком по автоспецтехнике, входило в перечень НПО Минавтопрома СССР, и на этом основании 3571 ВП МО в 1990 г. было переведено в статус Головного (отраслевого) военного представительства. К нему были прикреплены в подчинение ВП на 4-х предприятиях-изготовителях серийных армейских ремсредств: на Туймазинском заводе ГОиА, на Ленинградском, Новгородском, Красногорском пос. Митино заводах «Автоспецоборудование» и выездным способом - наше ВП на Ижевском ЭМЗ «Купол» и на заводе слесарно-монтажного инструмента в Павлове-на-Оке. На этих предприятиях производства ремсредств давно не стало.

За 50 лет своего функционирования ГСКБ разработало и модернизировало с поставкой на производство и принятием на снабжение армии свыше 300 изделий военной специальной автомобильной техники и агрегатов. Тем самым Шумерлинское Головное КБ внесло определенную роль в развитие войскового (в полевых условиях) авторемонтного производства в ВС России, которому в этом году исполняется 105 лет. Автор данной статьи вошел в авторский коллектив от ГАБТУ МО в изданной в 2003 году книги, посвященной 90-летию организации ремонта в Российской армии (Москва, 2003. Редакционно-издательский центр ГШ ВС РФ).

Несмотря на различие в функционале, ведомственной принадлежности и подчиненности, трудовая и служебная деятельность персонала ВП проходит в коллективах предприятий. Очень много технических, планово-экономических и финансовых вопросов приходится решать совместно, а отдел технического контроля непосредственно взаимодействует с ВП чаще, чем с другими подразделениями предприятия.

Военное представительство по своей специфике деятельности участвует в общественной жизни предприятий и города: в проведении парадов в День Победы, во встречах с молодежью по военно-патриотическому воспитанию, в спортивных соревнованиях и др.

Кроме основных обязанностей, ВП выполняют другие ответственные задачи. Так, в начале 1989 года в период ликвидации последствий землетрясения в Армении мне пришлось возглавить группу от ГСКБ в составе Г.У. Финкеля, Л.И. Карпова по обеспечению дополнительного энергоснабжения объектов в Спитаке от генераторов войсковых мастерских. В ноябре 1989 г. по поручению управления ремонта военного главка мне как председателю комиссии по аттестации на знак качества сварочной установки УДЗ-103 на ПО «Электросвар» Вильнюса пришлось работать также совместно со специалистами от ГСКБ – Р.Ш. Алеевым и Ю.Ф. Бреховым. Личный состав ВП активно участвовал в авторском надзоре за изделиями в процессе их эксплуатации в войсках, сбором данных по дефектам и предложений для усовершенствования принимаемой техники. О новинках в модернизации серийных мастерских в журнале «Техника и вооружение» были опубликованы две мои статьи.

Многие помнят, что в годы развития движения рационализаторства персонал ВП лидировал в объявленном техническом порыве. В 4540 ВП на КАФ в этом творчестве особо отличались М.Т. Рыбников, В.А. Угодин и Е.Н. Павлов. К сожалению, эта полезная деятельность по использованию талантов работников, берущая начало с 1880 года, давно свернута, как и по всей России.

С октября 1997 г. на основании очередных оргштатных мероприятий военные представительства МО № 2410 на ШЗСА и № 4540 на КАФ были сокращены, а функции военного контроля на этих 2-х предприятиях почти с полной численностью персонала этих ВП переданы в 3571 ВП МО с прежним подчинением ГАБТУ МО. Одновременно функции Головного (отраслевого) ВП с 3571 военного представительства были сняты.

Должность начальника объединенного 3571 ВП МО выполняли: полковник К.М. Пронин (с ноября 1997 г. по июнь 2003 г.), подполковники И.П. Корощупов (с июля 2003 г. по январь 2009 г.), Е.С. Балаев (с января 2009 г. по настоящее время).

Служба в военном представительстве является в армейской среде престижной, а в обществе авторитетной. Замещение (пополнение) офицерских должностей в советское время велось только из войск, с накопленным опытом эксплуатации военной техники. Автор статьи прибыл в 4540 ВП на комбинате из войск в звании майора, с средины 90-х годов стало практиковаться назначение в ВП молодых лейтенантов сразу после окончания военного вуза. Доучиваться до военпреда приходиться как тем, так и другим.

Подчинение военных представительств в разные периоды было неодинаково. ВП на производственных предприятиях, как правило, подчинялось управлению заказов, производства и снабжения при военных главках через службы районных инженеров, уполномоченных, начальников головных ВП или служб ВП. 3571 ВП при ГСКБ в основном подчинялось напрямую научно-техническому комитету или управлению ремонта ГЛАВТУ МО. До 2008 г. подчинение ВП осуществлялось по отраслевому принципу, позже стало по территориальному.

За свою длинную историю институт военного контроля подтвердил свою состоятельность и эффективность, внёс огромнейший вклад во славу русского оружия, в отличие от краткосрочного пребывания госприёмки на гражданской продукции.

Совместными усилиями градообразующими предприятиями - АО «ШЗСА», АО «КАФ», АО «КБРМА» и генеральным заказчиком - фондодержателем по автомобильной технике от Министерства обороны проделана огромная работа по созданию целой подотрасли в автомобилестроении – по производству войсковых подвижных средств обслуживания, ремонта и эвакуации, а также унифицированных и специальных кузовов-фургонов, кузовов-контейнеров и модулей различного назначения на их базе.

С начала 2000-х годов, преодолев собственные финансовые трудности, Шумерлинский завод специализированных автомобилей по сей день является своего рода опытно-экспериментальной базой по созданию и отработки новых конструкций войсковых подвижных ремонтных и эвакуационных средств. В начальный период такие ОКР проводились в основном в инициативном порядке, т. е. на безвозмездной основе, но под контролем ВП МО. Такое положение дел, как для завода, так и для комбината по кузовам-фургонам, было вынужденным. Выбранная председателями Советов директоров своих предприятий Ш.В. Калашяном и А.А. Чеченовым стратегия по этому направлению дала свои плоды: предприятия получили заказы на серийную продукцию и удержали квалифицированные кадры. Благодаря предприимчивости этих деловых уважаемых людей удалось сохранить нужные для горожан предприятия, а для армии - производство спецтехники.

Если вспомнить события, связанные с изменением форм собственности на градообразующих предприятиях, то они были восприняты не всеми однозначно. Признаюсь, у нас, военпредов, присутствовало чувство опасения за возможность перепрофилирования выпуска продукции оборонного назначения. Тем более предпосылки у предприятий тому были из-за отсутствия заказов от военных.

С уменьшением контролируемых объемов продукции численность ВП также уменьшалась, а должности прапорщиков были исключены из штатов ВП. Прежняя численность ВП на каждом предприятии составляла по 30 чел., в ГСКБ – 10 чел. Сегодня 3571 ВП МО личным составом около 45 чел. осуществляет контроль военной продукции на 6-ти предприятиях Чувашии, в том числе на тех, где военные приемки сокращены. Военное представительство заинтересовано в увеличении предприятиями объемов выпуска не только из-за зависимости своего численного состава. Загрузка предприятий заказами военного ведомства является прибыльной составляющей, гарантирующей, как сбыт произведенной продукции, так и дальнейшее развитие в производственной и социальной сферах, а также личности персонала.

С приходом к управлению в АО «ШЗСА» Ш.В. Калашяна, а на АО «КАФ» А.А. Чеченова эти предприятия получили дальнейшее поступательное развитие. Собственники провели грандиозную реконструкцию производственных площадей с заменой устаревшего оборудования на высокотехнологичное, что дало возможность в короткое время освоить новые виды специальной автотехники и нарастить объемы поставок. В последние годы предприятия освоили выпуск новой продукции, включая по разработанной документации собственными КБ. Развитие получило производство кузовов-контейнеров постоянного и переменного объемов, различных модулей на их базе, ремонтно-эвакуационной техники и специальных кузовов под монтаж средств подвижности вооружения и аппаратуры. Постоянно идет развитие технологических ресурсов под продукцию двойного назначения. Проведенные мероприятия по техперевооружению явились подготовленной площадкой для предстоящей при необходимости демилитаризации производства.

Необходимо отметить, что закупка у промышленности спецпродукции по гособоронзаказу строго привязана к многолетней государственной программе вооружения и не зависит от предприятий и ВП МО. К сожалению, в последние два года поставки продукции для сил общего назначения Вооруженных Сил РФ значительно уменьшились. Общеизвестно: мелкосерийное производство, свойственное в большей степени для ШЗСА, приводит к дополнительным издержкам. Оно не желательно для ВП для обеспечения качества, тем более для предприятий по затратным составляющим. Кроме того, в этом году авансирование контрактов заказчиком идет со значительной (до 3-5 мес.) задержкой, без чего изделия в производство не запускаются. В связи с этим основная загрузка цехов смещается на второе полугодие. Подобная ситуация отрицательно сказывается на ритмичности производства, от чего косвенно зависит качество по причине форсирования годового плана выпуска.

Развернутая предприятиями работа в направлении увеличения экспортных поставок займет определенный сегмент производства и занятости персонала. Конкуренция на мировом рынке по аналогичной специальной технике предъявляет повышенный спрос к качеству. Об этом должны помнить все участники процесса производства на наших предприятиях. Каждый должен знать, что устранение дефекта у инозаказчика требует еще больших совокупных затрат, что безусловно снижает ассигнования на мотивацию труда. Требования военных стандартов по производству, методам испытаний и правилам приемки спецпродукции доводит уровень подготовки кадров на ШЗСА, КАФ и КБРМА до категории высококвалифицированных специалистов. Опыт, ответственность рабочих и ИТР на наших предприятиях гораздо выше, чем с других производств.

Трудно представить развитие наших предприятий и города в целом без наличия заказов военного ведомства. Благодаря военным заказам расширялись производственные мощности, открывались новые рабочие места, вырос город, получили известность промышленные предприятия Шумерли. Предприятия строили жилые дома, детские сады. У каждого были свои клубы, стадион и футбольная команда. Для оздоровления и досуга работников и их семей у завода был профилакторий «Соснячок», у комбината - база отдыха на р. Суре, прогулочный теплоход «Зарница». Предприятия содержали подсобные животноводческие хозяйства, пасеку, имели свои службы ЖКХ. В 60-70-х годах сотрудники комбината проходили лечение в своей поликлинике и больнице со стационаром.

Конструкторское бюро также прошло различные этапы своего развития. Численность персонала ГСКБ в 80-е годы достигала 368 чел. В этот период конструкторским бюро построено 3 многоквартирных дома и еще 2 - в долевом участии. Средства на жилстроительство выделялись Минавтопромом СССР, а на техперевооружение опытного производства - в том числе и от Минобороны.

За достижения в развитии производства предприятия становились орденоносными, а многие работники награждались высокими государственными наградами.

В последние годы акционерные общества ШЗСА и КАФ стабильно развиваются и являются победителями в нескольких номинациях среди промышленных предприятий Чувашии и Приволжского федерального округа. Предприятия при совместной работе с представителями заказчика МО успешно справляются с выполнением имеющихся контрактов на поставку новых образцов спецтехники по гособоронзаказу для нужд армии и других силовых структур. Шумерлинский конструкторско-производственный «куст» с входящим в корпорацию «Проект-техника» Орловским заводом «ОТМ» является основным и единственным производителем унифицированных войсковых подвижных средств технического обслуживания, ремонта и эвакуации для трех родов войск, а по некоторым специальным мастерским – для всех видов ВС России. В Российской Армии нет воинского соединения и части, где бы ни применялись изделия шумерлинских предприятий.

За добросовестное отношение к служебным обязанностям, творчество, инициативу офицеры, прапорщики и гражданский персонал представляются к наградам и продвигались по службе. Например, майор В.А. Смирнов за личный вклад в разработку новых образцов военной техники был награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных силах СССР», отдельные военпреды – именными часами Министра обороны, знаками отличия погранвойск и др. Лучшими специалистами 3571 ВП МО сегодня являются капитан А.Н. Вершинин, майор Ю.П. Зырянов, подполковник А.А. Солодов, награжденный недавно медалью «За воинскую доблесть» 2 степени. Среди гражданского персонала к таковым относятся И.Е. Дюжев, А.И. Дюжев и М.В. Скворцова.

Много лет отдали работе в военном представительстве наши ветераны, многие из которых после увольнения с военной службы продолжают работать на должностях гражданского персонала. Более 50 лет составляет общий стаж работы в ВП старшего прапорщика В.В. Игнатьева, более 30 лет - ст. прапорщиков В.А. Антонова, Ю.Н. Емельянова и служащей М.В. Скворцовой, более 20 лет - подполковников А.П. Сергеева, В.А. Зубрилина, майора В.А. Смирнова, ст. прапорщика А.В. Игнатьева.

Поздравляю весь личный состав и ветеранов военных представительств № 2410, № 4540, № 3571 МО РФ с 55-летней датой совместной работы с ведущими в своих отраслях шумерлинскими предприятиями на благо укрепления оборонной мощи России.

К. Пронин, первый ст. военпред-руководитель, начальник Головного (отраслевого) 3571 ВП МО.

Газета "Вперед", г. Шумерля, 27.04.2018

Консультация